Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Таким образом, государство признает за актами органов и Должностных лиц местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, правовой, директивно-властный, общеобязательный характер. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (ст. 44).
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления являются подзаконными актами. Это означает, что данные акты не должны противоречить законам, имеющим верховенство в системе правовых актов государства. Приоритетное значение по отношению к ним имеют также указы и распоряжения Президента РФ, акты Правительства РФ, акты субъектов РФ.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны отвечать общим требованиям законности, обязательным для всех правовых актов, а также требованиям организационно-технического характера, которые предъявляются к данным правовым актам. Они должны быть изданы полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для их принятия.
Их действие ограничено территорией соответствующего муниципального образования. Выработка и принятие актов органов местного самоуправления предполагает соблюдение определенных процессуальных правил, которые определяют: на кого возлагается выработка проектов решений; в каком порядке и какими методами они вырабатываются; с кем и каким образом должны быть предварительно обсуждены и согласованы эти проекты и др.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны обеспечивать достижение поставленной цели, быть целеустремленными. Они должны отвечать требованиям своевременности издания решений, основываться на максимально полной и достоверной информации, характеризоваться конкретностью содержания. При принятии правовых актов должны учитываться реальные возможности муниципального образования, обеспеченность финансово-экономическими и другими ресурсами.
В соответствии с законами субъектов Федерации уставом муниципального образования определяются наименования и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу.
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления — одно из средств осуществления власти народа: они издаются в процессе практического осуществления задач и функций местного самоуправления. При этом Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает возможность использования населением муниципального образования института народной правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные формы привлечения населения к выработке решений органов местного самоуправления (например, обсуждение населением проектов решений и др.).
Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления направлены на установление общих правил поведения (норм права) или на возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений. В связи с этим данные правовые акты являются одним из важных элементов механизма правового регулирования общественных отношений. В зависимости от своих юридических свойств правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащие общие правила поведения (нормы права), и индивидуальные акты. С помощью нормативных актов регулируются муниципальные отношения, устанавливаются на местном (муниципальном) уровне нормы муниципального права. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть доведены до сведения населения. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Похожие работы:
- Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Таким образом, гос...
- Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет достаточно широкую степень независимости органов ...
- Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников налогового права Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные (администрации, правительства и т. д.) органы власти правом в пределах свой компетенции принимать законы и ...
- Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в ответственности его населения, берущего на себя ...
- Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится административное законодательство. В состав административного законодате...